E-mail:
Штемпельное искусство, ключевой элемент чеканки монет, развивалось на протяжении веков. До середины XIX века штемпели вырезались вручную, и качество чеканки зависело от умений и опыта мастера. Однако с открытием технологии химического упрочнения стали, появилась возможность создавать вторичные штемпели. Это достигалось за счет использования маточников, которые, будучи отчеканены на более мягком металле, далее упрочнялись для создания рабочих штемпелей. Подобная техника, хоть и была известна в античности, получила широкое распространение лишь позже.
Прорыв в технологии штемпельного производства произошел в 1715 году, когда Константин Нартов из Московского монетного двора изобрел устройство для переноса уменьшенных копий больших рельефных изображений на штемпели. Это изобретение позволило отказаться от необходимости ручной гравировки изображений на монетах, хотя и вызвало споры относительно качества дизайна.
Совершенствование этого метода продолжалось в Париже с 1757 по 1824 год, где усовершенствованные аппараты, созданные М. Коллом, использовались для изготовления стальных штемпелей. К середине XIX века эта технология распространилась по Европе и Америке.
Процесс создания маточников стал более автоматизированным. Изначально создается восковая модель в увеличенном масштабе, затем делается ее гипсовый слепок, который превращается в медный гальваностереотип. Пантограф, подобно игле проигрывателя, воспроизводит уменьшенный рисунок на стальной заготовке, после чего маточник проходит химическую закалку.
Современные монеты чеканятся на высокоскоростных прессах. Заготовки проходят контроль качества, веса и размеров, после чего отправляются в цех чеканки. Готовые монеты подвергаются дополнительной проверке и упаковываются для отправки в банки. Это показывает, насколько далеко зашел процесс создания монет с первых ручных штемпелей до современных высокотехнологичных методов.